В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы с 1 сентября 2011 года во всех школах Рязанской области реализуется федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования. С 1 сентября 2015 года к обучению по стандарту второго поколения основного общего образования приступили учащиеся 5-х классов, а с 1 сентября 2020 года начнется реализация стандарта второго поколения среднего общего образования. Кроме того, с 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующего уровня.
Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС общего образования, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начального, основного, среднего и высшего уровней образования.
Вступившими в силу федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и от 31 мая 2021 года № 287, установлено, что с 1 сентября 2022 года прекращается прием на обучение в соответствии со стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 и от 17 декабря 2010 года № 1897.
Основные изменения обновленных ФГОС 2021:
- конкретизация результатов освоения обучающимися образовательной программы: каждое требование раскрыто и четко сформулировано, понятно, что должен знать и понимать ученик, например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#, и т.д.;
- вариативность: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
- введение нового понятия «функциональная грамотность» - способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
- единство обучения и воспитания: сделан акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- исключение второго иностранного языка из обязательных предметов: решение об изучении принимается с учетом мнения родителей и возможности школы.